После роли заколдованного красавца в
"Обыкновенном чуде" кино долго
использовало его типаж романтического
героя. Сейчас актер увлеченно разрушает
этот стереотип: в фильме Сергея СОЛОВЬЕВА
"О любви", телесериале Олега ФОМИНА
"Next" и его же фильме "О’кей",
в многосерийном детективе "Ледниковый
период" мы всякий раз видим нового
Абдулова. Сейчас он по-прежнему снимается
в кино, напряженно работает в "Ленкоме".
А еще разъезжает по стране с антрепризными
спектаклями. В один из таких "чёсовых"
заездов в Питер мы и встретились с
Александром АБДУЛОВЫМ. В кино вы, как правило, играете
современников, а в "Ленкоме",
наоборот, - роли классического репертуара.
Антрепризный проект с ролью журналиста
"Все проходит" - исключение?
- Исключение, и весьма приятное.
Собралась хорошая компания: Алферова,
Проклова, Никоненко. Спектакль поставил
Дмитрий Астрахан. С этим режиссером
интересно работать, он, как и я, трудоголик.
Многие ваши герои играют с
судьбой. Это качество вам тоже присуще?
- Убежден, что это главное
свойство моей натуры.
Когда-то в "Ленкоме" шли
"Жестокие игры", где судьбой играли
не только герои, но и сами актеры. Вы
цените такие эксперименты?
- Наверное, да. Арбузов, посмотрев
наш спектакль, сказал: "Такого Никиту
я не писал. Но это - лучший Никита из
виденных мною в театрах". А ведь
арбузовского текста на сцене не осталось.
"Жестокие игры" стали первой
попыткой сделать сейшн: и каждый
импровизировал. Однажды по ходу спектакля
я придумал такую штуку: Никита мой стал
насильно водку вливать старику. Николай
Константинович Скоробогатов, игравший
старика, вдруг заплакал. И заплакали на
сцене все - причем это не было поставлено.
Ради таких мгновений, наверное, я и
занимаюсь этой профессией.
Чтобы так любить провокацию
на сцене, надо ценить ее в жизни. Не
боитесь этого качества в себе?
- Не-е-ет, не боюсь. Я вообще
считаю, что актер должен раздражать, а
не вызывать умиление, мол, ой-ой, милашка
какой. Я мечтаю добиться, чтобы зрители
шли смотреть не на Абдулова, а на то, что
на сей раз выкинет артист Абдулов. Да и
кроме театра, много чего есть в моей
жизни: кино, телевидение, вот хочу сам
ставить спектакль.
Пришли иные времена. Они
заставили вас измениться?
- Знаете, хорошо Жванецкий
сказал, мне понравилось: "А что мне
перестраиваться, я и раньше не врал".
Как-то не вижу в себе особых изменений.
Как был антисоветчиком в свое время,
так и остался. Как не был комсомольцем,
так и не стал им. Считал - незачем: как в
партию какую вступаешь, так в дерьмо
попадаешь. В школе был хулиганом, позором
для комсомола - чем и горжусь.
Вы много работаете, многое
успеваете. Как удается распределять
силы?
- Во-первых, у меня есть люди,
которые занимаются координацией моего
расписания. Я уже не могу в памяти
удержать все намеченное. Когда днем
снимаешься в одном фильме, ночью в
другом, работаешь в театре, а в перерывах
еще умудряешься сниматься на телевидении,
ездить на концерты - все это совместить
в голове просто нереально.
Когда же вы отдыхаете?
- Слово "отдых" не очень
понимаю. Иногда в казино хожу расслабиться:
я человек очень азартный. Бывает, и
проигрываю много, но не в деньгах счастье…
То есть вы искусственно
загоняете себя в бешеный рабочий ритм?
- А я уже не могу по-другому,
понимаете! Если уезжаю на Валдай на три
дня, то могу там просто лежать, лежать,
лежать… Ездил как-то на рыбалку в
Астрахань, так отключил телефон, снял
часы, все это положил в ящик и четыре
дня, ни о чем не думая, просто ловил рыбу.
Все! Только так можно спасаться.
А не было желания покинуть
страну?
- В свое время была возможность
жениться на американке и уехать.
Предлагали работать в Штатах, во Франции
остаться. Не знаю, кто так воспитал -
мама с папой, наверное, - но у меня другое
отношение ко всему. Я слишком люблю эту
землю (Родина - громкое слово). Здесь
могилы моих дедов, бабушки, брата, отца.
Ну куда я отсюда поеду? Вот построил дом
на Валдае - там божье место. Я всегда
избегал суеты: не хожу на тусовки, не
бываю на приемах. Отправиться на дачу,
которая у меня под Москвой, мне намного
приятней.
Вам же предлагали работать в
Голливуде?
- Зачем мне стремиться быть
лидером, я и так лидер. Правильно говорят:
плох тот солдат, который не мечтает
стать генералом. Мне было интересно
снимать фильм "Бременские музыканты".
Эта чудесная сказка и про меня: как
некогда поехал я в Москву из Ферганы,
полный тщеславия, готовый покорить весь
мир. И, оглядываясь в прошлое, я очень
хорошо отношусь к мальчику, желавшему
завоевать столицу, он мне нравится.
А в Голливуде мы не нужны. Ну
что Голливуд? Глупость! Их кино - абсолютно
не наше дело. Кто из наших там состоялся?
Нет никого! Даже гениальный Михаил Чехов
там не состоялся. Снимался я и в Италии,
и в Германии, и у американцев - так ни о
чем это не говорит. Артисту надо думать
и чувствовать на другом языке. Ну вызубрил
я роль на английском языке в "Золоте",
и в "Осаде Венеции", и в "Анастасии"
- толку-то! Плохо все.
Считаете, лучше здесь играть
все подряд?
- Артист должен играть все. Чем
больше диапазон ролей, тем лучше. А если
пользуешься постоянно одной краской,
ты просто типаж, не более. Хорошо, когда
даже внешне меняешься. Вот бороду
отращиваю для роли Угрюмова в картине
Сергея Никоненко "А поутру они
проснулись" (по Василию Шукшину. -
Авт.). Чтобы бросать себя в новое дело,
во-первых, интересно должно быть,
во-вторых, нужен яркий характер, который
еще не воплощал. Я мечтаю Лира сыграть.
Очень хочу.
Читать что-нибудь, кроме
сценариев и пьес, успеваете?
- Почему же не успеваю? Читаю:
в поездах, в машине. У меня теперь шофер.
Я сам уже не сажусь за руль после того,
как попал в аварию. Внимание рассеянное:
начинаю думать о том, о сем и прочем, а
это может плохо кончиться.
Читаете о себе рецензии,
собираете вырезки?
- У меня нет ни одной статьи.
Как воспринимаете собственную
славу?
-Я адекватно отношусь и к этой
жизни, и к профессии, и к тому месту,
которое занимаю. Понимаю, что все в нашей
жизни очень условно. В одну секунду то,
что обрел, можешь потерять. Считаю, что
самоирония - замечательное качество,
единственное, что нас спасает. Стараюсь
не "бронзоветь". Как только налет
пошел, иду в баню попариться и смыть это
дело.
Мне попалось как-то интервью
о вашей личной жизни. Мол, живете с
молодой девушкой, но до сих пор любите
Алферову. Честно говоря, возникло
ощущение розыгрыша.
- Чушь, я никогда не рассказываю
о личной жизни. Мой отказ разговаривать
на эти темы раздражает журналистов. Я
считаю, что мое личное не должно быть
достоянием всех. Не понимаю мужчин,
которые рассказывают о женщинах. Но в
каждой профессии есть уроды, и среди
журналистов тоже. В погоне за жареным
они готовы написать все, что угодно,
насочинять.
Однако разговоров о
профессиональной карьере дочери не
избегаете?
- Ксения снялась сейчас в
американской картине в Голливуде:
сыграла главную роль на английском
языке. Учится на третьем курсе МХАТа.
Она очень талантливый человек, умный и
добрый. Замечательная девочка. Я часто
ловлю себя на том, что ревную ее к другим
мужчинам.
Дата публикации на сайте:
30.12.2008
Источник: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/abdulov/interview22.html |