НАРОДНЫЙ артист России
Александр АБДУЛОВ совершенно не умеет
сидеть без дела. Если он не занят в его
родном театре «Ленком», то снимается в
кино. Если и в кино нет никаких предложений,
Абдулов находит какие-то интересные
проекты на телевидении. Или едет
куда-нибудь с концертами. Но, к счастью, в напряженном
графике репетиций, съемок и гастролей
образовалось «окно», и Абдулов приехал
в гости в «АиФ», чтобы побеседовать с
главным редактором еженедельника
«Аргументы и факты» Николаем ЗЯТЬКОВЫМ
о политике, искусстве и… рыбалке.
О правде и войне
— Я СЕЙЧАС играю роль
генерала КГБ в российско-американской
картине «Блокада». Мы сняли уже больше
половины фильма — и вдруг в Санкт-Петербурге
растаял снег. Работу остановили до зимы,
и у меня появились свободные дни.
— Сейчас чуть ли не
каждый месяц вскрываются все новые и
новые документы, в том числе и о войне.
Развенчиваются мифы, ниспровергаются
герои. Но нужно ли обнародовать всю
правду или какие-то страницы истории
лучше оставить закрытыми?
— У меня отец воевал,
и умер он от старых ран. Я в это поколение
никогда камень не брошу. Да и потом…
Если и вытаскивать какие-то неприятные
истории, то нужно к этому очень бережно
относиться. Война есть война. И что там
происходило на самом деле, никто не
знает. Нам всегда говорили, что Гитлер
был дебил, идиот. Хорош идиот, когда он
полмира завоевал! Я не понимаю, как идиот
сумел победить полмира?! Или те солдаты,
которые кидались на дзоты. Разве их
заставляли кричать «За Родину, за
Сталина!»? Эти люди свято верили в свое
дело. И так мало их осталось!
У меня был товарищ —
Игорь Ицков, дважды лауреат Ленинской
премии. Он изучал материалы по Великой
Отечественной войне и такие вещи про
Жукова раскопал! К примеру, Жуков не мог
заснуть без секса. Или же садился на
лошадь и километров по десять скакал
галопом. Такой уж у него был организм.
Но нам какой Жуков нужен, генерал-победитель
или такой, скачущий на лошади?
О кино и политике
— ВЫ политикой
интересуетесь? Кто у нас президент,
знаете?
— Слышал (смеется).
— Вас звали баллотироваться
в депутаты, к примеру? Ведь вы с вашей
популярностью легко бы выиграли выборы.
— Я могу пройти выборы.
Но вы можете мне объяснить: зачем?
— А если объясню,
пойдете?
— Нет! Более грязных
дел, чем политика, нет. Я и без депутатства
или губернаторства могу кого-то наказать,
у этого отобрать, а тому, наоборот, дать.
Если бы вы знали, сколько народа ко мне
приходит с просьбами. Возьмите церковь
Рождества Богородицы в Путинках на
Дмитровке. Я отобрал ее у государства
еще в те времена, когда и думать об этом
нельзя было. Это очень старый храм, XVII
века, стоит около театра «Ленком».
Я снимался в одной
картине про таможню. И мне таможенники
рассказали историю. Есть такая певица
Сьюзи Квадро. Она пыталась вывезти из
России иконы. Наша таможня ее пропустила,
а английская задержала. Иконы вернули
обратно. И я таможенников заставил
публично подарить эти иконы церкви. Они
теперь — в нашем храме.
— Вы действительно
истинно верующий? Я понимаю, говорить
публично о таких вещах не очень принято…
— Да, я верующий. Правда,
хожу в церковь только по праздникам. На
Пасху обязательно отстаиваю всю службу,
иду на крестный ход. Знаете, меня бабушки
в нашей церкви избрали хранителем
кружки. Но я отказался. Они ко мне на
батюшку жаловаться ходят. Такой вот
церковный староста! (Смеется).
— Но слышал, вы азартный
человек, игрок. А ведь это считается
большим грехом.
— Большим, не большим…
Грех уже то, как мы живем. Особенно в
России.
— Ну уж у вас-то наверняка
была возможность выбирать страну.
— Была. И я, дурак, не
уехал. Давным-давно у меня была любимая
девушка, американка, очень образованная.
Она предлагала: «Давай поженимся!» Но
потом ее выслали как американскую
шпионку, а я на долгое время стал
невыездным.
— И все же. Неужели
профессия депутата для вас такая стыдная?
Ведь сидят же в Думе Карелин, Третьяк.
— Карелин, Третьяк —
это понятно. У спортсменов короткий
век. А актерам-то что там делать?
— Но в свое время в
парламент шли и Марк Захаров, и Галина
Волчек, и Олег Басилашвили. Шли с искренним
желанием что-то поменять к лучшему.
— Да, они искренне этого
хотели. Но потом поняли, что это невозможно.
И ушли из политики. Депутатская зарплата
меня не интересует. Знаете, Раневская
в свое время хорошо сказала: «Деньги
прожрала, а стыд остался». Если я хочу
заработать, я заработаю их своей
профессией. Я видел, как некоторые очень
близкие мои знакомые попадали в Думу и
буквально через полгода становились
другими людьми.
Вот мне с депутатской
трибуны говорят о том, что ситуация в
стране тяжелая, что надо помогать нищим.
Но при этом я знаю, что у этих людей
особняки за границей понастроены. На
какие деньги все это куплено? Что, они
их честно заработали? Так чем они в таком
случае отличаются от обычного ворья?
Или какие нужно иметь мозги, чтобы на
государственном уровне принимать закон
о том, что можно вывозить из страны по
декларации до 10 тыс. долларов? Для кого
они это принимали? Для рабочих? Это какой
рабочий может вывезти в кармане 10 тыс.
долларов?!
А вот закон о кино они
принять не могут по одной причине —
потому что кто-то платит бешеные деньги,
чтобы забивать американскими фильмами
кинотеатры и при этом окончательно
угробить наш кинематограф.
— Вы считаете, что надо
ставить барьеры западным фильмам?
— Во многих странах
показывается 70% национального кино и
30 — зарубежного. В этом случае прокатчики
будут везти качественное иностранное
кино. А сейчас можно везти что угодно.
В итоге российский зритель не помнит,
кто такой Черкасов или Никулин. А
Шварценеггера знают.
— Я согласен с вами —
западное кино нужно ограничивать. Но
не получится ли так, как с автомобилями?
Приток иномарок в Россию заморозили, а
наши машины от этого лучше не стали.
— Да у нас хороших
автомобилей в природе нет!
— А кино есть?
— Да! «Война и мир»
Бондарчука, весь Тарковский, Герман.
Люди на это еще как пойдут. Я уверен! Я
сейчас снимаюсь у Соловьева в «Анне
Карениной». Знаете, если народ уже до
такой степени одичал, то надо просто
поднимать его за шкирку, как щенка,
тыкать носом и говорить: «Еще Толстой
был! Запомни! Тол-стой! Не «Та-ту», а
Толстой». Тогда, может, что-то изменится.
О бездарях и семейных
узах
— ВЫ все правильно
говорите, но на собственном опыте мы
убеждаемся: на рынке очень трудно
продвинуть нормальные издания — газеты,
журналы, книги. А любая «желтуха»
моментально раскупается. Получается,
народ с удовольствием это потребляет
и даже рад обманываться.
— Надо бороться. Как в
том анекдоте. Живет семья: папа ростом
1 м 10 см, мама — 1 м. Входят сын — 90 см и
его подруга, девочка, — 80 см. Сын говорит:
«Папа, мама, мы решили пожениться». Папа
выпил стакан водки и говорит: «Давай,
сынок! Так и дойдем до серых мышей».
Мне говорят: «Раньше
было хуже. Многое запрещали». Да, раньше
многое запрещали. Но почему-то появлялись
«Современник», «Таганка», «Ленком».
Сейчас все можно. Так почему ничего не
появляется?
Я понимаю, почему сейчас
режиссеры не берутся за классику. Боятся!
Если он снимет про проститутку с трех
вокзалов — хорошо ли, плохо ли — ну оно
и ладно. А если ты взялся за «Анну
Каренину», то тут надо отвечать. Я сейчас
начинаю сниматься в «Мастере и Маргарите».Режиссер Владимир Бортко ходит весь
белый, потому что он понимает всю
ответственность. Я уже кусаю локти и
думаю: правильно ли сделал, что согласился?
Потому что это уже четвертый мой заход
на Булгакова, три предыдущих провалились.
Причем на одну и ту же роль — на Коровьева.
Я ее больше всего люблю. Нам страшно.
Ведь остались умные люди, которые с нас
за это кино спросят.
— Вот я и хочу вас
спросить, зачем и вы с вашим героем из
«Next», и Безруков с «Бригадой» в топку
прославления криминала столько дров
подбросили? При вашем-то таланте!
— Разве я прославлял
криминал в этом сериале? Я Робин Гуда
играл. Всю картину защищаю бедных.
— Но на чем-то же ваш
герой разбогател. Не у станка же он
стоял?
— Одну секундочку! Я
играю старого вора в законе. А вор в
законе вообще не имеет права иметь
никаких денег. Ни жены, ни детей, ни
имущества — ничего. Ему положено быть
два месяца на воле, а потом снова садиться
в тюрьму.
— Сидит-то он больше
не в тюрьме, а в Думе. Да и по фильму он
далеко не бедный: квартира, дача, машина
и «детишкам на молочишко» кое-что
оставил.
— Я попытаюсь объяснить,
почему вообще согласился участвовать
в этом проекте: меня волновала история
семьи. Отношения между двумя друзьями.
Или тот момент, когда в герое просыпается
чувство отцовства. Или любовь, которая
на него обрушивается.
У нас сейчас разорваны
все родственные узы. В лучшем случае
семья — это муж с женой. А где-то там уже
братья, сестры… О племянниках просто
не говорю. И мне было интересно разобраться
в современной семье.
— В чем с вами соглашусь,
так это в необходимости возрождать
Семью. Как, по-вашему, надо сегодня
воспитывать детей, чтобы они не стали
«потерянным поколением»?
— Существуют спорт,
книги. Существует деревня. Я убежден,
что ребенок должен воспитываться с
животными — в этом случае он вырастет
намного добрее. Не важно, кто это будет:
собака, кошка, хомячок. Но он поймет, что
слабого нельзя обижать. Есть еще церковь.
Да масса других вещей! У меня отец был
главным режиссером в театре в Фергане.
Мы не бедствовали. Но первые дорогие
туфли мне купили только на выпускной
вечер. Отец привел меня в магазин и
говорит: «Выбирай!» Мне ни фасон, ни
размер были не важны. Я выбрал самые
дорогие — за 32 рубля — и пальцем
показываю: вот эти. Пальцы подогнул, с
трудом влез в них. Домой с выпускного
вечера я шел босиком. К чему я это
рассказываю? Когда твои дети начинают
понимать, что деньги не падают сверху,
что они зарабатываются очень тяжелым
трудом, они начинают по-другому относиться
к жизни. Когда моя дочь была маленькой,
она сидела за кулисами, видела, какой я
выходил мокрый после спектакля. Как мы
выжимали рубахи. Так же меня за кулисы
водил отец. В 5 лет я первый раз вышел на
сцену. Ездил по гастролям с отцом и
матерью. И прекрасно понимал, что это
за труд.
Простая сказка
— СКАЖИТЕ, может быть,
актеры знают какой-то «рецепт молодости»?
Вы, артисты, стареете медленнее, чем
обычные люди. Может быть, вы, как вампиры,
вытягиваете из зрителей энергию?
— Нет, дело не в энергии.
У нас на курсе учились ребята-москвичи.
У них были дом, семья. А у меня — общага.
По ночам я разгружал вагоны на Рижском
вокзале, чтобы как-то жить. Домой, в
Фергану, возвращаться нельзя — это
смерть.
— То есть позор?
— При чем здесь позор?
Смерть. Нормальная физическая смерть.
Поэтому нужно было сделать все, чтобы
остаться в Москве. Мне терять было
нечего. И слово «выживание» для меня
имело свой первоначальный смысл. Все,
что я сделал, сделал своими руками. Я
прекрасно понимаю, что мне сидеть на
месте нельзя — я помогаю семье брата,
маме. Не имею права болеть. Организм как
бы работает за двоих.
— Отдыхать себе не
позволяете?
— У меня есть дом на
Валдае. Там я впервые понял, что воздух
имеет вкус. Когда я туда приезжаю, то за
два дня могу отдохнуть, как за месяц.
Все отключаю, даже часы снимаю.
Я вообще сейчас начал
открывать для себя в России фантастические
места! Мы их просто не знаем. Каждый год
я езжу на рыбалку на Камчатку. Невозможно
описать, какая там нереальная красота.
Чудовищная рука человека еще туда не
дотянулась. Гейзеры, вулканы, медведи
бегают, какая-то непонятная рыба плещется.
Сказка просто!
— Обычно люди с достатком
покупают путевки в дорогие отели — там
рестораны, казино, пляжи.
— Не могу лежать на
пляже. Я не понимаю, как можно встать в
семь утра и бежать занимать лежаки. Для
меня отдых — это когда я могу сесть на
берегу озера на Камчатке, где рядом
вообще никого. Или в Астрахани я в пять
утра с егерем уплываю куда-нибудь. И
только вода, камыши, миллионы птиц
вокруг.
В плане быта я совершенно
не избалован. Могу в палатке спать.
Любимая еда — тушенка и сгущенка. Просто
надо уметь приготовить! Нарежьте мелко
помидоры, лук, болгарский перец, добавьте
тушенку и все это потушите на сковородке.
А потом отварите вермишель и все смешайте.
Получается такой деликатес!
Нет ничего вкуснее
сома, которого ты поймал и пожарил. Какой
ресторан может сравниться с тем, когда
сидишь на берегу и горит костер…
— Рано или поздно любая
профессия надоедает и все роли оказываются
сыгранными…
— Как это? У меня еще
«Король Лир» впереди. Есть к чему
стремиться.
— Но ваши коллеги по
цеху открывают рестораны, стоматологические
клиники.
— Я тоже сейчас хочу
открыть одну вещь — в Астрахани, на
берегу. Там вдоль Волги стоят дебаркадеры.
Они все расписаны на год вперед. Это,
оказывается, стоит сумасшедших денег.
И мы хотим построить маленькую гостиничку
на берегу, человек на двадцать.
— Как часто вам удается
выкроить время для таких поездок? Ведь
самый сильный страх современного
делового человека — выпасть из этого
бешеного ритма жизни.
— Знаете, я долго болел.
Почти год пролежал в больнице. Я думал,
что все пропущу, все уйдет — и в театре,
и в кино. Казалось, все с транспарантами
выйдут: «Где ты, наш родной, любимый?!»
А оказалось, никто не заметил, что меня
не было. Думали, снимается где-то. И у
меня произошла переоценка ценностей.
Отношение к жизни, к себе изменилось. К
людям стал по-другому относиться. Теперь
я понимаю, что о н и — т а к и е.
Так что теперь в мае и
в ноябре я извиняюсь перед всеми — в
театре, в кино, говорю: «Ребята, хоть
убейте, но в эти дни меня нет». И уезжаю
на рыбалку.
Дата публикации на
сайте: 20.06.2006 г.
Источник: http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/abdulov/interview9.html |